Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Успенская (Волошская) церковь во Львове, также Ставропигийная Церковь Успения Пресвятой Богородицы — храм, построенный в 1591-1629 гг. по плану Павла Римлянина, с участием Войцеха Капиноса и Амвросия Благосклонного, на заказ Львовского братства. Сегодня находится под юрисдикцией Украинской автокефальной православной церкви.

Архитектура

Успенская церковь в плане — тринавная базилика, вытянутая вдоль ул. Русской, с полукруглой апсидой, выступающей в сторону ул. Подвальной. Храм венчают три купола с фонарями; центральный купол покоится на подпружных арках, поддерживаемых четырьмя тосканскими колоннами. В такой планировочно-объемной структуре прослеживается слияние западной ренессансной и украинской строительных традиций. Первая проявилась в базиликальном плане и архитектурном декоре, вторая — в традиционных купольных завершениях. Снаружи стены согласно внутреннего планирования расчленены тосканскими пилястрами на симметричные плоскости, в которых прорезаны оконные проемы (с 4-мя окнами вдоль и 8-ю в т. зв. фонарные, украшені розетами; под ней гербы молдавского воеводы Мирона Бернавського-Могилы, царя Федора Ивановича (ктиторов храма), короля Сигизмунда III Вазы) с архивольтами. Фасад завершен развитым антаблементом, компонентом которого является дорийский фриз с метопами, триглифами и розетами. В полях метопов размещены рельефные, резные в камне композиции на библейские и евангельские темы.

В интерьере храма, состоящая из трех пространственных объемов — бабинця, главной нефа и алтарной части — основную эстетическую роль играет материал — белый тесаный камень при лаконичной архитектурной пластике колонн, арок, пилястр. Центральный купол, основой которого служит дорический фриз, украшенный кессонами с розетками. В его парусах помещены резные в камне гербы меценатов, которые давали деньги на строительство храма. Основой двух других куполов — в притворе и алтарной части, служит дорийский фриз с метопами и триглифами. Стены, как и снаружи, расчлененные пилястрами, а архитектурное решение интерьера обогащают два марша лестницы, ведущие на боковые галереи при северной и южной стенах. Свет в церковь попадает через высокие окна, украшенные витражами львовского художника первой трети XX века. Петра Холодного. На стенах остались образцы станковой живописи XVII века.

Источник