Музей истории и железнодорожной техники Южной железной дороги

Музей истории и железнодорожной техники Южной железной дороги — музей в г. Харькове, расположенный на территории вокзального комплекса Харьков-Пассажирский, подразделение Южной железной дороги.

Музей основан в 1967 году, он переживал несколько реконструкций. В июле 2014 года открылся в новом помещении вместе с железнодорожной техникой под открытым небом.

Фонды музея насчитывают более 2 тысяч экспонатов, 500 из которых представлены в экспозиции, а также 36 единиц железнодорожной техники. Общая площадь музея под открытым небом более 1000 м2.

История

Музей истории Южной железной дороги был открыт в 1967 году в доме культуры «Железнодорожников» (ныне — Центральный дом науки и техники). В следующем году решением Министерства культуры УССР ему было присвоено звание «народного музея».

В июне 2009 году к 140-летию Южной железной дороги музей открылся после капитального ремонта и изменения структуры экспозиции.

В июле 2014 года был открыт обновленный Музей истории и железнодорожной техники Южной железной дороги. Музей разместился в здании реконструированного товарного состава, что было построено в 1950-х годах для нужд бывшей станции Харьков-Товарный, вблизи Северного терминала станции Харьков-Пассажирский. Во время укладки кровли при строительстве склада использовали старые рельсы, произведенные на разных заводах Украины, Польши и Германии, начиная с 1901 года. А создание музея железнодорожной техники под открытым небом началось с 2013 года.

Первыми посетителями обновленного музея стали ветераны Южной железной дороги и воспитанники Малой Южной железной дороги.

Музейная экспозиция

Экспозиция состоит из здания музея, где находятся экспозиционные залы, и железнодорожной техники, расположенной под открытым небом на территории музея.

Экспозиция музея состоит из 3-х залов, которые освещают различные этапы развития Южной железной дороги:

  • зеленый зал — история строительства и развития Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в Российской империи;
  • красный зал — советский период истории Южной железной дороги;
  • синий зал — развитие Южной железной дороги во времена независимой Украины.

В фондах музея собраны древние и редкие экспонаты, уникальные документы и фотографии, в частности, ручная тачка и инструменты, с помощью которых строилась железная дорога из Курска через Харьков до Ростова-на-Дону, настенный телефон «Ericsson» в дерев'язному корпусе конца 19 века, облигации железнодорожных обществ, билеты и удостоверения железнодорожников времен Российской империи, а также макеты двигательного состава. В музее также воссоздан кабинет начальника Южной железной дороги еще до Февральской революции и Октябрьского переворота 1917 года с мебели, которые сохранились в Управлении Южной железной дороги до наших дней. Кроме того, в музее в экспозиции выставлены часы машиниста, электромеханические приборы контроля движения поездов, диорама, посвященная временам немецко-советской войны 1941-1945 годов.

Макеты поездов были созданы харьковским моделістом Борисом Федоровым, в частности, четырехметровый макет железной дороги с инфраструктурой европейского города, который был передан в музей после смерти создателя. Кроме того, в экспозиции представлены рельефная схема Южной железной дороги, макет трехуровневого железнодорожного моста вблизи остановочного пункта Новоселовка в Харькове, а также рельсы разных лет, которые до этого служили балками для крыши здания товарного склада. А макет маршруту «Столичного экспресса» между Киевом и Харьковом содержит копии вокзалов Харькова, Полтавы, Миргорода и Киева, подвижным составом, движущимся под музыку и объявления диктора, а также функционирующими автоматической блокировкой, стрелочными переводами и шлагбаумами на переездах.

А макет паровоза СО, который выпускался заводом имени. А. Малышева, помог в выборе правильной цветовой гаммы при реконструкции паровоза этой серии, что в 1990-х годах решили установить территории завода.

Железнодорожная техника

На территории музея представлено 36 экспонатов железнодорожной техники, поиски и реконструкция которой по Южной железной дороге проводилась целый год. В планах музея расширение экспозиции. Железнодорожная техника в музее:

Паровозы:

  • 9П-749;
  • ФД20-2560 — выпущен в Луганске в 1939 году, перевезен со станции Гребенка, где он стоял на постаменте;
  • Ер774-40;

Тепловозы:

  • ТЕ10-006;
  • ТЭП60-1078;
  • 2М62-1155.

Электровозы:

  • ВЛ22м-572;
  • ЧС2-357.

Моторвагонный подвижной состав:

  • Ср3-1524;
  • АС1А-3311;
  • ДР1А-129;
  • ЕР2-33609.

Подъемные краны:

  • МК6-885;
  • ЕДК25-104.

Вагоны:

  • НТВ — нормальный товарный вагон, 1922 года выпуска.

Источник