Музей «Старое село»
«Старое село» - первый сельский музей архитектуры и быта на Закарпатье. Расположен он между синими волнами реки Колочавки и вечнозеленым массивом Чертежика. На его территории воссоздано село древней Верховины с колочавскими экспонатами, которые знакомят с 300-летней историей быта местных жителей. Музей представлен памятниками культуры различных времен и разных слоев населения как по социальному статусу (бедняки, середняки), так и по виду деятельности (пастухи, лесорубы, мельники, швец).
Сегодня музей «Старое село» насчитывает почти два десятка зданий и вспомогательных хозяйственных построек.
В хижине крестьянина – бедняка – воспроизведено нелегкие условия проживания колочавцев в конце XIX - начале XX века. В маленькой комнате без пола, с одной кроватью, маленькими окнами и без света проживала многочисленная семья и домашние животные. Дом построен в 1856 году и перенесен до скансена в первоначальном виде.
Церковно-приходская школа передает атмосферу обучения детей с середины 19 до середины 20 века. Читать тогдашние школьники учились из церковных книг, а писали на небольших дощечках грифликами. Ученики разного возраста учились в одном классе, а дьяк-учитель за непослушание мог хорошенько наказать розгами.
Еврейский комплекс в сканзени отражает жизнь и быт еврейской части населения в Колочаве. В еврейском доме «Корчма у Вольфа» все желающие могли выпить децу (сто грамм) водки и закусить. Когда же у мужчины заканчивались деньги, то он начинал брать «на веру» (в долг). Все должники были записаны в долговой книжке, которая теперь лежит на прилавке еврея-корчмаря. Комната еврея свидетельствует о том, что он принадлежал к самой богатой слои сельского населения и имел хорошо устроен быт. Гостеприимную комнату еврей сдавал для приезжих гостей.
«Бужни» - еврейский молитвенный дом, куда евреи-мужчины каждую субботу сходились на молитву. Здесь они зажигали свечи в семисвечнике (канделябре) - миноре и взяв еврейские молитвенники, написанные на иврите, приступали к молитве.
Парилка – сельская баня, в которую ходили мыться представители колочавской интеллигенции по Австро-Венгрии. В период господства Чехословацкой Республики такие парилки имели возможность массово посещать и простые жители села. Посетив экспозицию туристы имеют возможность сфотографироваться в столетней деревянной сауне.
Практически все время находясь на пастбище с овцами, пастух не имел возможности хорошо обустраивать свое жилье. Домик чабана приземистая и с маленьким окнами. Однако здесь есть все, что нужно для работы с молоком: путина, баталу, деревянные ведра, гелеты, мешалка, котел для приготовления вурды и тому подобное. Под крышей пастушьей хижине прибита трембита, без которой до сих пор не обходится ни один пастух.
Недалеко размещена и летняя «дача» овцевода – салаш (колыба), которая располагалась на равнине. В ней пастух жил большую часть года.
Слово «шустер» для туристов совсем непонятное, однако в Колочаве все хорошо знали, что этот человек «морщит» постолы (обувь). В доме шустера представлено интересное собрание разнообразных лаптей, в которых сто лет назад ходили жители села. Делал шустер и череси – ремни, которыми подпоясывались мужчины. Черес хорошо грел спину, укрывал грыжу, в нем также прятали деньги.
Сабов – закройщик и сапожник в одном лице. В хижине сабова (швеца) собрана целая коллекция разнообразных швейных машинок, ножницы разных видов и размеров. Это здание действительно принадлежало некогда колочавском швецу Митрове Дацю, который обшивал практически все село.
Жандармский пункт был в селе, при каждой власти. В сканзени представлена венгерская жандармская станция, где сидели несколько полицейских - представителей господствующей государства - и следили за порядком в селе. Всех виновных сразу же бросали в тюрьму, которая размещена прямо под жандармерией. Отбывает наказание там сейчас "молодая женщина", которая провинилась перед властью.
Кузница – место работы кузнеца, без которого не могло обойтись ни одно село. Колочавская кузница готова работать в любой момент. Огромные мехи подают воздух к горну с обеих сторон, а разнообразные молотки и молоточки помогут выковать любую железную вещь.
Ассортимент изделий столяра был очень широким, а для их изготовления использовались неодинаковые инструменты - различные виды пил, рубанки и фуганки, размеркак-циркуль, молотки и тому подобное. Все они есть в доме и мастерской столяра. Больше всего привлекает внимание столетний деревообрабатывающий станок, который работает до сих пор.
Ткачество принадлежало к наиболее распространенным видам хозяйственной деятельности и имеет вековую историю. Изготовлением ткани занимались в каждой сельской хате женщины и девушки. Поэтому кросна обязательно были в верховинской доме. Ознакомиться с процессом изготовления ткани и попробовать самому поработать на кроснах можно в здании ткача.
«Биров» (сельский председатель) – первый человек в деревне. Так вот и «Дом Бирова» значительно отличается от других. Просторный и светлый, сделан из больших бревен, он внутри имеет пол и обставлен гораздо богаче.
В марте колочавский музей - скасен «Старое село» утопает в фиолетовых цветах. Каждую весну здесь наблюдается уникальное природное явление - массово зацветает редкое растение – Шафран Гейфеля. Обычно первые цветы в "Долине Крокусов" появляются в конце марта и массово цветут до конца апреля. Шафран Гейфеля находится на грани исчезновения. Он занесен в Красную книгу Украины. В Колочаве цветок находится под пристальным наблюдением и бережно охраняется.
Музейный комплекс «Старое село» на Всеукраинском конкурсе общественных музеев, который состоялся в декабре 2009 года, в номинации «Традиции и обычаи моей малой Родины» был признан лучшим и получил первое место.