Театр Оперы и Балета

Одееський национальный академический театр оперы и балета — старейший оперный театр Украины. Лучший театр Одессы и Украины на момент построения.

Выдающиеся персоналии

В театре дирижировали композиторы П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Цибулка, пели великие Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Антонина Нєжданова, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Исидора Дункан.

К числу самых удачных постановок группы театра вошли: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан»), «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Александр Пушкин вспомнил Одесский театр в романе «Евгений Онегин».

К 120-летию театра Национальный банк выпустил юбилейные монеты. Журнал «Forbes» включил одесский театр в список самых необыкновенных достопримечательностей Восточной Европы.

Архитектура театра

Одесский оперный театр знаменит, прежде всего, своей архитектурой, а по своей планировке и техническим данным не уступает лучшим в Европе.

В плане здание состоит из подковообразной залы зрителей, охваченной галереями, фойе и прямоугольной сценой с подсобными помещениями. По продольной оси здания — двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной — трехаркадные галереи боковых входов. Планировка радиально — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зала зрителей напоминает поверхность части эллипсоида, отсеченного плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарем с куполом, завершенным невысоким шпилем.

Экстерьер

Здание театра выполнено в стиле венского барокко. Внешне структурно состоит из 3 этажей. 1-й (цокольный) и 2-й, украшенные лишь колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое, выглядят громоздко и фундаментально, придавая зданию статичности. 3-й этаж — легкий, ажурный, с утонченной обработкой деталей с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионийского ордера — скрывает тяжесть нижних этажей и создает иллюзию легкости. Дополнительные эффекты вносят изящный портик и куполообразная крыша. Здание как бы «парит» над землей. Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая музу театральной трагедии Мельпомену в колеснице, запряженной 4 покоренными ею пантерами. Ниже расположены две также мифологические скульптурные группы: слева-Орфей играет на кифаре для кентавра, справа-муза танца Терпсихора танцует с девочкой. Вдоль центрального входа — скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева — фрагмент трагедии Еврипида «Ипполит», справа — эпизод из комедии Аристофана «Птицы».

Вдоль фронтона в круглых нишах верхнего этажа, установлены бюсты русских писателей и композиторов: А. Пушкина, М. Глинки, А. Грибоедова, Н. Гоголя (скульпторы — Ф. Нэтали и Ф. Фрідль, лепнина — Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля).

Интерьер

Золотые скульптуры на лестнице

Самая красивая часть здания — интерьер, прежде всего, зал зрителей, созданная в стиле позднего французского рококо и украшена лепными позолоченными орнаментами. В основу композиции, украшающей потолок, положено 4 картины-медальоны работы Леффлер на сюжеты из Шекспира («Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Как вам это понравится»). Поражает изяществом ажурных деталей большая люстра в центре потолка.

Привлекают внимание изящная лепка в ярусах, боковых вестибюлях и вдоль лестниц, ведущих к ложам, оригинальные светильники, канделябры и орнаменты бронзовых инкрустаций. Поражает своим вкусом завеса, созданная по эскизу А.Головина.

Площадь сцены — 500 кв. метров.

Уникальная акустика помещения позволяет доносить даже шепот со сцены до каждого уголка зала.

В зале места для зрителей размещены в партере, ложах бенуару, бельэтажа, 1-го и 2-го ярусов и на галерке. Среди лож выделяется «царская» ложа — в центре бельэтажа прямо напротив сцены. В 1-м ряду она имеет 12 кресел.

Источник