Туристическая компания «ТамТур»
ТамТур — там, где ты Есть!
Наш график работы каждый день с 09:00 - 20:00. Каждые 10% с дохода мы отправляем через программу «United 24» на помощь ВСУ.
(067) 446-75-35- Валентина
  • 2042
  • 4

Как сахарозаводчики Харитоненко предоставили Суммам прусского акцента

5 ноября 2016

Когда в современном центре Сум искали нефть. Не нашли. Но скважина осталась, и благодаря ей город получил то, что ныне считается ее визуальным символом.

Прогулку областным центром мы начнем с городского вала Сумм, где более 350 лет назад началась история города, происхождение названия которого имеет несколько версий. По одной из легенд, все началось с трех сумок с золотом, которые здесь, по разным версиям, то ли нашли, то ли потеряли. Неизвестно, насколько это правда, но эти три сумки нашли свое отражение на официальном гербе города.

Топонимов, имеющих корень "сумм" в Сумах более чем достаточно. Историки утверждают, что во время основания поселения в 50-х годах XVII века казацкий атаман Герасим Кондратьев назвал его "Сумину слобода". Впоследствии название сократилось до "Сумин". Вполне вероятно, что название городу дали названия рек Сума и Сумка, переплетают сегодняшнее центра, но имеют названия соответственно Сумка и Стрелка. Причем если первая сейчас имеет более-менее обустроены берега, то Стрелка в центре Сум – канава, отчасти закованная в подземную трубу.

Самым старым зданием Сумм является Воскресенский собор, возведение которого состоялось на рубеже XVII–XVIII веков. Это тризрубна, трибанна сооружение, в котором гармонично сочетаются традиционные приемы и черты деревянной и каменной украинской архитектуры. К сожалению, каким был первоначальный облик храма, приходится только догадываться – здание претерпело значительных реконструкций. Последняя масштабная реставрация произошла в 1970-е годы.

Как и много аналогичных построек того времени, Воскресенский храм был не только местом отправления религиозных обрядов, но и оборонительным сооружением. Мощные стены церкви имеют толщину в полтора метра и глубоко врезаны окна, под храмом – огромный подвал с подземными ходами к реке Псел.

Существует легенда, что в стены храма по приказу Кондратьева был замурован его сестру, которая была знатной бандиткой и длительное время терроризировала поселения и ближайшие села.

Впрочем, символом Сум, в который местные исследователи вкладывают некий сакральный смысл, есть не древняя Воскресенская церковь, деревянная Беседка, расположенная на Покровской площади.

Это относительно молодое сооружение – ее возвели в 1900-1905 годы. Незадолго до того в Суммы прибыли геологи из Санкт-Петербурга с планами разыскать здесь залежи нефти. Местное земство с радостью выделило наивным нафтошукачам участок для бурения прямо в центре города. Нефть не нашли – ее отыскали чуть позже за 70 километров отсюда, под Ахтыркой, – но скважина в центре осталась. Впоследствии о ней вспомнил муж племянницы известного сахарозаводчика и наиболее уважаемого сумского мецената Ивана Харитоненко Иосиф Лищинский. Он купил скважину с кусочком земли и "пристроил" ее к своему саду, который теперь является городским парком. Поговаривают, что Лещинский не терял надежды, что нефть там все же найдется, и не позволил засыпать отверстие. Скважину закрыли металлической плитой, над которой и возвели Беседку.

Одной из эпох расцвета Сумм, по которой осталось всего материального наследия, были времена уже упомянутых сахарозаводчиков Харитоненко – именно им город должен благодарить за интересные исторические здания и сооружения. В частности, в их времена был возведен величественный Спасо-Преображенский кафедральный собор, в котором сочетаются разные стили – барокко, ренессанс и классицизм. Особое внимание обращает на себя внутреннее убранство храма с лепниной, мрамором и малахитовыми элементами интерьера.

Воскресенский и Спасо-Преображенский соборы расположены на двух параллельных пешеходных улочках города, Воскресенской и Соборной соответственно. Эти две улицы сегодня является тем туристическим центром Сумм, куда в первую очередь ведут гостей города. Здесь же можно найти, где перекусить (цены в городе довольно умеренные).

Но оставим пешеходную часть, чтобы поближе познакомиться с другим наследием эпохи Харитоненко – костелом Благовещения Пресвятой Девы Марии. Для этого надо пересечь нынешнюю площадь Независимости, пройти мимо захламленную усадьбу Харитоненко, реставрацию которой уже много лет не могут довести до конца, и пройтись до улицы Троицкой.

Довольно большое и капитальное здание костела выглядит странно в городе, где подавляющее большинство населения православная. Строительство католического храма инициировал Павел Харитоненко в 1890 году. Сахарозаводчик активно привлекал иностранцев для работы на своих заводах, среди них было много католиков – преимущественно среди немцев и поляков, поэтому фактический властитель города позаботился о город для молитвы.

Здание костела относят к неоготического стиля. Построен он из красного кирпича, имеет вытянутые пропорции, стрельчатые окна, пилястры на боковых фасадах, окно-роза над главным входом, стрільчату арку и боковые башенки. Интерьер костела, в отличие от внешней отделки, является довольно аскетичен: кроме межоконных пилястр ни одного архитектурного обрамления на внутренних стенах нет.

Есть сведения, что когда в костеле был орган, на котором играли не только во время литургий, но и на благотворительных концертах, посвященных, например, жертвам Первой мировой войны, поддержке детей-сирот и тому подобное. Органа уже давно нет, а вот традицию возрождают: храм имеет прекрасную акустику, и в нем регулярно проходят благотворительные концерты классической музыки, а также события фестивалей "Бахфест" и "Органум".

Последний досоветский запись в метрической книги костела было сделано 20 ноября 1919 года – дальше наступило долгое время забвения. "За совитив" здание сначала использовалось как склад, в годы Второй мировой войны, за немцев, службы были восстановлении, однако по войны костел снова стал просто сооружением. В разные годы здесь располагался краеведческий музей и корпус пединститута. В 1972 году в здании действовал спортзал: на полу была разметка, а на стенах – баскетбольные кольца.

Интересной является история и второго здания храмового комплекса – приходского дома. В двух его комнатах некоторое время заседал штаб КГБ, в 1960-е здесь сделали обычную коммуналку. В подвале и на первом этаже здесь жили восемь семей (около 40 человек), в коридоре стояла газовая плита для приготовления пищи.

В 1990-е сумские католики храм себе вернули. Настоятель костела отец Войтек считает, что храм хранит немало секретов. Например, известно, что под костелом есть такой же зал, как галерея-подвал, пристроенная к храму. Но пока что она замурована кирпичом, а чтобы попасть в нее, нужно снести стену.

Продолжим прогулку. Большинство сумчан никак не отреагирует, если назвать имена Карла или Густава Шольцив. Но если начать перечислять созданные ими архитектурные жемчужины Сумм, горожане и гости непременно поймут, о чем идет речь.

Вскоре Павел Харитоненко, который унаследовал от своего отца Ивана всю сахарную империю, пригласил Шольца в Сумы на постоянное проживание. В 1900-м Шольци уже имели собственную усадьбу по улице Троицкой – рядом с домом самого Харитоненко. Отцу активно помогал сын – молодой архитектор Густав.

Одной из знаковых работ Шольцив в Сумах есть уникальный Свято-Троицкий собор. Здесь также не обошлось без легенд и тайн с оттенком мистичности.

Нынешний собор – уже третий на этом городе. Сначала здесь была деревянная, позже – каменная церковь. В конце ХІХ века она стала маловата для населения окружающей Нового города, поэтому староста старой Троицкой церкви, тот же Павел Харитоненко, решил "вложиться" в строительство нового храма. Его намерением было создать объект, которому бы не было аналогов не только в этой части Российской империи, но и в Европе. Прообразом Троицкого стал Исаакиевский собор в Петербурге французского скульптора Огюста Монферран.

Архитектором, конечно же, стал Карл Шольц, которому помогал известный зодчий Алексей Щусев – он выполнил несколько эскизов. Начали в 1901 году. За два года завершили кладку кирпича и приступили к сооружению крыши и обустройство. Но из-за финансовых трудностей строительство остановили вплоть до 1911 года. Тогда работы возобновили уже под руководством Густава Шольца, который был на то время главным городским архитектором.

Харитоненко, который во внешнем исполнении собора ориентировался на "Исаакия", внутренняя отделка хотел видеть таким, как в киевском Владимирском соборе. Историки вспоминают, что Харитоненко пытался понять все нюансы, проводя много времени в лесах. Не жалел он и средств, покупая ценные материалы. Самоцветы везли с Урала, мрамор из Турции, колокола отливали в Москве. Мастера также были с числа лучших и самых дорогих.

В июне 1912 года на колокольню церкви подняли огромный 760-пудовый колокол. "Перерезание ленточки" было назначено на 26 сентября 1914 года, но незадолго до этой даты Харитоненко умер, а Сумщину вместе с Империей и всей Европой "накрыла" Первая мировая.

"За совитив" Троицкая церковь традиционно превратилась в склад, а во время Второй мировой главную баню храма пробил артснаряд. Не обошлось и без пожаров. В 1970-е годы – тогда же, когда реставрировали и Воскресенский собор, – храм капитально реконструировали. Уже в разгар Перестройки здесь установили чешский орган фирмы "Ригер-Клос", звучание которого выгодно подчеркнуло акустическую совершенство сооружения (ныне музыкальный инструмент перенесен в местной филармонии). Освятили же Свято-Троицкий собор лишь в 1999 году, то есть почти за 100 лет после начала строительства.

Ни Харитоненко, ни Карл Шольц не стали свидетелями истории разрушений и воспроизведений их детища. Свидетелем мог бы стать Густав Шольц, который за продолжил проектировать и будуватиі за большевиков, но в 1939 году его расстреляли в Донецке, а семью выслали в Казахстан.

Следующая остановка – сумской Кадетский корпус, также обустроен на средства и по инициативе Харитоненко. Построили его примерно в то же время, что и Троицкий собор и костел.

Под корпус Харитоненко безвозмездно предоставили Военному ведомству 50 десятин земли и 500 000 рублей. Впрочем, уже в начале 1918 года Сумский кадетский корпус был закрыт советской властью. Летом 1918 года корпус был восстановлен Павлом Скоропадским как "гетманский", но с падением гетманской власти и установлением власти большевиков заведение ликвидировали окончательно. Со временем здания и жилые помещения, вся база Сумского кадетского корпуса были использованы при размещении пехотных командных курсов, школы Красной армии, а в дальнейшем – Сумского артиллерийского училища и института. Обучения военному делу детей здесь было восстановлено уже во времена Независимости.

На этом знакомство с достопримечательностями города не заканчивается, ведь даже после своей смерти, если бы это цинично не звучало, Харитоненко продолжали обогащать Суммы новыми уникальными объектами. И здесь самое время рассказать о работе известного французского скульптора Аристида Круази.

Рядом с Петропавловской церковью на центральном городском кладбище Сумм расположено семейное захоронение Харитоненко. Кроме отцов семейств, Ивана и Павла, здесь похоронены их жены и дети.

Среди похороненных есть маленькая девушка Зинаида Харитоненко, дочь Павла. Вокруг ее трагической загибели существует несколько легенд. Вроде бы она утопилась в реке, или в фонтане в возрасте 7 лет. Безутешный отец в память о дочери высадил на пути к кладбищу теперь уже вековую аллею лип. Кроме того, неподалеку от Троицкого собора Павел Харитоненко построил детскую больницу, которая носит имя Святой Зинаиды. На могиле же дочери была установлена скульптура из белого мрамора "Ангел с ребенком" – работы того самого Аристида Круази.

Впоследствии Харитоненко закажет Круази еще один памятник – теперь уже в честь своего отца – скульптуру распятого Христа. Сейчас эти скульптуры признаны памятниками национального значения.

Все, что мы успели увидеть и услышать в Сумах – лишь маленькая капля из моря занимательных историй и легенд этого города. Чтобы почувствовать это – нужно приехать.

Депо Суммы