Туристическая компания «ТамТур»
ТамТур — там, где ты Есть!
Работаем для Вас каждый день с 09:00 до 21:00, воскресенье — выходной.
(096) 010-99-77(093) 607-53-09 (viber)(097) 469-27-49(063) 266-22-05 (viber)
  • 590
  • 1

Национальный музей народного искусства Гуцульщины и Покутья

Национальный музей народного искусства Гуцульщины и Покутья имени Иосафата Кобринского основан в 1926 году. Размещен в центральной части города Коломыи, в бывшем Народном доме, построенном на средства украинской общественности.

Его коллекционные сборники насчитывают более 50 000 единиц хранения и представляют все виды традиционного народного искусства гуцулов и покутян, начиная с XVII века до сегодняшнего времени. Однако отдельные экспонаты датированы IV тысячелетием до Рождества Христова и представляют земледельческой культуры, известной в археологической и исторической науке под названием „трипольская”. Авторами этих высокохудожественных произведений были гуцулы, населявших высокогорья украинских Карпат Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областей, а также покутяне, территория которых разместилась между реками Прут, Днестр и Черемош.

Создание и формирование коллекционных сборников музея велось в довольно непростых условиях исторических противостояний, когда галицкими землями еще обладала имперская семья австрийских Габзбургів, а открытие его наполненности пришлось на исконные притеснение и недовольство со стороны Речи Посполитой (1935г.)... Однако политические преграды не смогли сдержать процесса самовыражения украинского народа Галичины и восстановления своего статуса в европейской равенства. Благодаря общественным деятелям, в частности Йосафатові и Владимиру Кобринським, начато продвижение в развитии музейного дела в Галичине, которая впоследствии приобретает общенационального уровня. Так создан „Союз украинских музеев Речи Посполитой”. С этого времени объединенные украинские музеи начинают просветительскую работу среди населения, организуют и проводят научные конференции, профессиональные съезды, определяя основные направления и цели своей деятельности. Такая активность украинского музея и его работников изрядно раздражают сначала польский, а впоследствии советскую власть. Поляки несколько раз закрывали эту украинскую учреждение, а советские идеологи непрерывно проводили самые разнообразные „проверки”, ища повода для уничтожения исторических памятников, при этом облив грязью и преследуя музейных работников, которые, по их мнению, были потенциальными „украинскими буржуазными националистами”. Так, постановлением Совета Народных Комиссаров СССР за № 268 от 27.02.1945 года, музей переходит в систему комитета по делам искусств при СНК УССР и получает название „Государственный музей народного искусства Гуцульщины”. Этого же года, еще больше укрепившись в своих правах, советская власть уже официально конфискует сфрагістичну коллекцию (около 500 раритетных печатей и штампов со времени национально-освободительной борьбы 1918-1919 гг.), уникальную библиотечную сборку (10 тысяч редких старопечатных книг), а также коллекцию оружия и других исторических документов как „непрофильных и политически вредных экспонатов”. И вопреки многочисленным препятствиям, усилиями музейных работников и самого директора учреждения, Владимира Кобринского, все таки удалось спасти немало экспонатов. Сейчас все они представлены в 18-ти залах экспозиции музея общей площадью около 1 тыс. м. кв. и сгруппированы по видам народного искусства на основе историко-хронологического и монографического принципов. Это такие виды народного искусства, как художественная обработка дерева (резьба, инкрустация, выжигание), художественная обработка металла и кожи, гончарство, декоративное ткачество, ковроделие, вышивка и одежда. Данный принцип экспонирования дает возможность проследить этапы развития, стилевые художественные особенности народного искусства, а также увидеть поиск новых принципов в трактовке традиционности. В исследовании данных проблем важную роль играет выставочная деятельность музея.

Выставочные залы музея размещены амфіладно и составляют общую площадь более 200 м. кв. Ежегодно здесь происходит от 8 до 12 выставок, две из которых, уже традиционно, раскрывают фондовые музейные коллекции, которые в силу ограниченности экспозиционного пространства не доступны постоянному посетителю. Такая методика выставочной деятельности дает возможность открывать перед широкой общественностью уникальные музейные коллекции и знакомить ее с современным народным и профессиональным искусством Украины и зарубежья.

С 2000 года в экспозиции музея развернута постоянную действующую выставку сакрального искусства, на которой представлены произведения иконописи и народных образов. Их гармоничным дополнением выступает деревянная сакральная пластика.

В 2002 году в музейной экспозиции воссоздана мемориальная комната общественно-политического деятеля, писателя Андрея Чайковского, политическая и писательская наследие которого в советское время была запрещена.

В конце 2006 года в экспозиции музея открыт отдел традиционных мебели жителей Карпат. А с 2008 года посетители получили возможность знакомиться с художественным наследием украинских художников-живописцев.

В структуре музея находятся три отдела, которые работают на правах отдельных музеев.

С 1970 года сюда относится Косовский музей народного искусства и быта Гуцульщины, основанный на базе частной сборника талантливого художника, скульптора, искусствоведа и этнографа Евгения Сагайдачного.

Живительная сила писанки, ее неповторимая красота, богатство орнаментов, и в конце концов, обычаи и обряды, связанные с ней, легли в основу построения экспозиции единственного в мире музея Писанки, открытого впервые осенью 1987 года в церкви Благовещения − памятнике архитектуры XVI века. Через 13 лет музей получил собственное помещение. Архитектурное сооружение выполнено в форме яйца-писанки (13 м высоты) как оригинальной и своеобразной рекламы музея. Сегодня музейная коллекция составляет более 12 тысяч произведений. В экспозиции представлены писанки не только из всех регионов Украины, но и Польши, Чехии, Словакии, Румынии, Беларуси, Франции, Канады, США, Пакистана, Индии, Шри-Ланки, Китая, Египта и Алжира.

С января 2007 года к базовому музея в Коломые присоединено Яремчанский музей этнографии и экологии Карпатского края (в прошлом – музей партизанской славы и освободительной борьбы).

Важным участком работы в музее является организация фестивалей, семинаров, конференций и круглых столов, на которых поднимаются проблемы по вопросам развития народных традиций в соответствии с требованиями времени.

В поле зрения музеев стоят вопросы, связанные с состоянием современного профессионального искусства, его задач и популяризации. Поэтому музейные коллекции систематически пополняются и лучшими образцами произведений изобразительного искусства.

При музее работают реставрационные мастерские, которые дают возможность собственными силами проводить консервационные и реставрационные работы.

Важными вспомогательными структурными подразделениями выступают: музейная библиотека (более 10 000 книжного фонда), архив, видео - и аудиотеке. Их услугами пользуются не только научные работники музеев, а и студенты и преподаватели высших учебных заведений, для которых музей выступает мощной научно-художественной базой.

Посетителями Музея являются гости как из Украины, так из-за границы, география которых ежегодно расширяется. Их количественный показатель составляет 200-250 тысяч ежегодно.

Важным участком работы музея, кроме научно-исследовательской и образовательной, является музейная издательское дело и популяризаторська работа со средствами массовой информации, а также создание фильмов по тематикам: народное искусство, народные мастера, обряды, история края и т. д.

Сегодня, как и в начале создания, музей расширяет свои „привычные” функции учреждения сохранение, становясь открытым, многофункциональным центром культуры, науки, образования и воспитания. Меняется организационно-функциональная форма – от хранилища этнических и общечеловеческих ценностей и раритетов к своеобразной комплексной модели духовно-материальной жизни семьи и нации.

Во всей деятельности музея доминирует утверждение важности сохранения традиционной народной культуры, как части составляющей общемирового наследия человечества, что является мощным средством единения разных народов и культур, среди которых традиционное народное искусство Гуцульщины и Покутья занимает свое собственное и интересное место.

Источник