Черновицкий областной художественный музей
Черновицкий художественный музей, основанный в 1988 году – единственный музей художественного профиля на Буковине. Музей обладает уникальной коллекцией буковинских народных образов XIX – нач. XX ст., деревянных резных крестов, коллекцией буковинских народных ковров XIX – нач. XX ст., одной из крупнейших в Украине коллекцией писанок Буковины и Гуцульщины, вышитых вещей и деревянных резных произведений.
Среди коллекций изобразительного искусства наиболее интересными являются произведения живописи и графики XVIII – I пол. XX ст. (до 1940 г.), в которой представлены произведения Епаминонда Бучевского, Евгения Максимовича, Августы Кохановской, Леона Копельмана, Николая Ивасюка, Євзебія Липецкого, Гуго фон Реццори, Пантелеймона Видинивського, Ганса Бьолера, Артура Кольника, коллекция пластики Афанасия Шевчукевича, сборка портрета XVIII – нач. XX ст., коллекция современного изобразительного искусства Буковины и Украины. Наиболее полно в собрании музея представлены произведения таких известных современных мастеров, как Орест Криворучко, Ярослав Заяц, Прокоп Колиснык, Иван Холоменюк, Еллаида Нейман, Ирина Беклемишева, Дарья Киселица, Петр Яковенко, Борис Непогода, Иван Салевич, Елена Черногуз, Петр Грицик. В коллекции художественного музея хорошо представлены мастера украинского изобразительного искусства (Николай Глущенко, Иван Остафийчук, Леопольд Левицкий, Елена Кульчицкая, Григорий Гавриленко, Андрей Коцка, Василий Лопата) и художники украинской диаспоры (Темистокль Вирста, Петр Мегик, Николай Бедняк и др.). В музее хранятся личные архивы отдельных художников – А. Шевчукевича, I. Беклемишевой, Л. Копельмана и др.
В 1996 году построен экспозицию, в которой впервые достаточно полно представлено искусство Буковины XVII – XX вв. Создана по оригинальному принципу, экспозиция орнаментального искусства Северной Буковины (XIX – ххв.) дает возможность исследовать трансформации во времени и разных видах народного искусства древнейших мотивов орнамента.
Экспозиция изобразительного искусства Буковины (XVII – I пол. XX вв.) знакомит с культовым искусством края, коллекцией портрета и творчеством многочисленных мастеров кон. XVIII – нач. XX ст., почти неизвестных широкой публике. На сегодня именно коллекция и экспозиция Художественного музея позволяют представить историю развития искусства Буковины, познакомиться с духовными достижениями народов, населяющих край.
Здание Черновицкого художественного музея представляет собой уникальный памятник архитектуры национального значения, построенный в традиции венской сецессии в стиле модерн для Буковинского сберегательного банка (1900 г.) по проекту архитектора Губерта Гесснера вместе с Прокопом Шупіхом (Prokop Šupich, 1870-1947). Строительство — вместе с Робертом Витеком (Robert Vitek, 1871-1945). Внешнее оформление и интерьеры здания, выполненные во время ее сооружения, в целом не претерпели существенных изменений с течением времени, и сейчас составляют часть экскурсионного осмотра.
По главному фасаду выделен ризалит с балконом на консолях и роскошным майоликовим панно над балконом, автором которого является художник, чья подпись «J. Lan(g?)» указано в его нижней части (Йозеф Адольф Лянг). Сложная полихромная композиция на мифологическую тематику проводит параллель между Римской империей и Австро-Венгрией суток Франца-Иосифа. В образах 12 богов изображен 12 важнейших провинций империи, которые олицетворяли ее суть. На панно боги расположены живописными группами в соответствии с основным принципом модерна: динамическое равновесие вместо зеркальной симметрии. На крыше над карнизом установлены две женские скульптуры. Дом на уровне окон второго этажа украшает фриз в виде живописно разбросанных листьев, что когда-то было покрыто позолотой. Окна декорированы лепниной. Двери центрального входа металлические двустворчатые кованые с растительным орнаментом и горизонтальными вставками с изображением пчел. На пилонах вдоль дверей — скульптурные изображения двух орлов, которые как будто охраняют вход в дом. Сооружение имеет чрезвычайно выразительный интерьер. Вестибюль первого этажа украшают шесть величественных колонн. В начале парадной лестницы — два пилона, завершающиеся мужским и женским бюстами на фигурных постаментах. Широкие лестницы в обрамлении кованых решеток с растительным и орнитоморфним орнаментом ведут с первого на второй и третий этажи. Лестничные площадки между этажами украшены большими окнами-витражами с растительными мотивами — изображениями ярких цветов и зеленых листьев. На одном из витражей третьего этажа в растительные мотивы вписано старинный герб Буковины (голова тура на сине-красном поле в обрамлении трех шестиугольных звезд). 2011 года проведено масштабную реставрацию витражей интерьеров. В центре вестибюля второго этажа находятся четыре колонны и мраморный камин в форме трапеции, украшенный кованой медью с растительным орнаментом. Пространство второго и третьего этажей объединенный овальным проемом, декорированным рельефным орнаментом и коваными решетками, идентичными тем, что на лестнице. Контуры этого проема повторяются в овальном живописном плафоне на потолке третьего этажа. Эта большая аллегорическая композиция на холсте с изображениями женских фигур и путти несколько отличается от прочего декора, по стилистическим признакам приближаясь к академического искусства. Ее исполнение приписывают известному украинскому буковинском художнику Николаю Ивасюку (1865-1937).
Цветовая гамма и орнамент стен, дверей и мозаичной полихромной пола, гармоничное сочетание искусной ковки, витражей и скульптуры создают впечатление целостного произведения искусства, выражая главную идею стиля модерн.