Национальный историко-культурный заповедник «Качановка»
Национальный историко-культурный заповедник «Качановка» — усадьба в поселке Качановка Ичнянского района Черниговской области на берегах реки Смош. Создан в 1981 году на основе дворцового ансамбля и парка дворянской усадьбы, основанной в 1770-х годах, которая на сегодня является единственной среди украинских усадеб, которая сохранилась в комплексе. В феврале 2001 года парку присвоен статус национального.
Дворцовый ансамбль
Дворец
Дворец — здание в стиле классицизма с элементами, характерными для периода историзма, кирпичная, второй этаж деревянный, облицован кирпичом. В интерьерах использовано красное дерево, дуб, мрамор, искусственный мрамор, полихромные метлахские изразцы, цветное стекло. Здание двухэтажное, прямоугольное в плане с 3 ризалитами со стороны паркового фасада. Со стороны главного фасада под прямым углом к дворцу примыкают два одноэтажных флигеля, благодаря которым дворец сохраняет традиционную п-образную в плане форму.
Центральная часть дворца увенчана полусферическим декоративным куполом на высоком рустованому барабане. Ребристый купол завершается небольшой смотровой площадкой, защищенными металлическими решетками. По периметру барабана ряд овальных окон, обрамленных профилированными наличниками. Центральная часть главного фасада дворца подчеркнута глубокой лоджией в два этажа, ограниченной угловыми пилонами и 4-колонным портиком дорического ордера, несущим антаблементом с триглифами и розетками в метопах. Завершается портик сложным по композиции ступенчатым фронтоном, по бокам которого парапет-балюстрада, украшенная вазами. По бокам центральной части фронтона — скульптура, а в центре — лепная композиция, ограниченная спаренными пилястрами, несущими антаблемент и треугольный фронтон. Стены главного фасада обработаны рустом. Оконные проемы прямоугольные, над ними во 2-м этаже прямые сандрики и лепные украшения.
Парковый фасад близок по решению к главному, но трактован более живописно. По центру — 6-колонный портик тосканского ордера, увенчанный треугольным фронтоном, в тимпане которого лепной мотив. Ризалиты и торцевые фасады опоясаны колоннадой в уровне 1-го этажа, что несет террасы 2-го этажа с ажурной металлической оградой, им соответствует балкон 2-го этажа в пределах портика. Ризалиты по 1-му этажу закругленные, по 2-му — 5-гранные.
Планировка дворца — коридорно-анфиладное в центральном корпусе и коридорная во флигелях. Планировочная структура сохранилась до наших дней. На 1-м этаже вестибюль и летний зал, в вестибюле филенковая обшивка стен и деревянные лестницы, ведущие в столовую и рыцарский зал с профессиональным росписью плафона начала XIX века. Во дворце сохранились фрагменты старинного интерьера — камины, зеркала на мраморных подставках, изразцовые печи и прочее. Основные габариты дворца в плане — 73×21 м. Дворец представляет большой интерес как памятник усадебно-дворцового типа XIX века в комплексе с ансамблем. Большую ценность имеют интерьеры, которые сохранились.
Интерьер дворца
Флигели
Флигель с башней
Флигеля, северный и южный (1770-1824) почти идентичны по архитектурным формам. Построены одновременно с дворцовым корпусом. Авторство, как и дворца, приписывается архитектору Карлу Бланку. Строил архитектор Н. К. Мосципанов. Сначала флигели соединялись с дворцом одноэтажными переходами. В период с 1808 по 1824 года над западной частью флигелей разобрали мансарды, надстроили деревянный 2-й этаж, и тогда эта часть флигелей вошла в состав дворца. Достроили восточные части флигелей, благодаря чему перед дворцом образовался глубокий курдонер. Возвели колоннады южной и северной террас.
Флигели решены в стиле классицизма с элементами историзма, кирпичные, 1-этажные, прямоугольные в плане, штукатуренные, рустованные, перекрыты трискатной крышей с кровлей из листовой стали. В средней части фасадов флигелей, обращенных к курдонеру, — 4-колонные пристенные портики, колонны поддерживают антаблемент и фронтоны со средней повышенной частью, членятся 4 пилястрами. Между средними пилястрами — окно с полуциркульной перемычкой, обрамленной аркой с замковым камнем. Входы во флигели — между двумя средними колоннами портика. Прямоугольные дверные и оконные проемы в пределах портиков имеют замковые камни и горизонтальные сандрики. В длинных фасадах обоих флигелей по бокам портиков по два прямоугольных окна с рустовкой в виде замковых камней. Торец северного флигеля глухой рустованный, на торце южного — круглая башня. Перекрытия плоские деревянные.
Планирование флигелей — коридорная.
Основные габариты: длина 21 м, ширина — 8,5 м, высота — 4,5 м.
Башня
Башня построена в 1866-1898 годах как водонапорное сооружение. Расположена на территории парадного двора с торца южной службы. Во время советско-германской войны была повреждена, восстановлена в 1947 году. Выполнена в период историзма из кирпича, оштукатуренное, побеленная, круглая в плане, трехъярусная. Стены башни на высоту двух нижних ярусов рустованные. Ярусы расчленены карнизами. Вход в башню с востока, через прямоугольный дверной проем. В 1-м ярусе — два прямоугольных окна — с юга и севера, во 2-м ярусе башни — с юга, с востока и севера — по два спаренные окна, обрамленные наличником и разделены пилястром, высота которого равна высоте окна. В 3-м ярусе — круглые окна, выходящие на 4 стороны света, между ними расположены ниши. Фасад башни завершен карнизом, над которым невысокое опорное кольцо, несущий шатер в виде вогнутого конуса, завершенный шпилем.
Основные габариты: диаметр — 6 м, высота — 12,6 м (до перекрытия), 20 м со шпилем.
Службы
Службы (1830-1840-е годы) расположены на парадном дворе усадьбы. Два здания служб идентичны по своим архитектурным формам. Постройки в стиле позднего классицизма, основные объемы из кирпича, мезонины — деревянные, прямоугольные в плане, штукатуренные. Центральная часть главного фасада акцентирована огромной полуциркульной нишей, в которую вписан портик тосканского ордера 1-го этажа, что поддерживает балкон мезонина с балюстрадой. Скульптуры спящих львов установленные по бокам главных входов. Сооружения включены в композицию парадного двора ансамбля.
Павильон Глинки
Павильон Глинки (1830-е годы) расположен на вершине холма на территории парка. Выполнен в формах романтизма. Перетерпел некоторые изменения в конце XIX века. Во время советско-германской войны поврежден, восстановлен в 1947 году. Тогда же, вероятно, появился живопись в медальонах. Сооружение из кирпича, 8-угольная в плане, причем грани, соответствующие главным осям, шире грани по диагональным осям, крыша — куполом с фигурным шпилем.
Под павильоном в толще холма находится подвал со сводом, с декоративными нишами. Подвал имеет 4 дверные проемы (3 из них заложены). Перед входами — трапециевидные площадки, ограниченные подпорными стенами, сооруженными по срезу холма. Окна и двери имеют стрельчатую форму. Фасады украшены медальонами, расписанными по сюжетам оперы «Руслан и Людмила». Покрытие пола — металлическая плитка.
Размеры: высота с подвалом — 16 м, ширина — 8,3 м.
Павильон — интересный образец парковой архитектуры малых форм начала XIX века, гармонично сочетается с природным окружением. По преданию в павильоне композитор Глинка работал над оперой «Руслан и Людмила».
Георгиевская церковь
Георгиевская церковь (1817-1828) сооружена в стиле ампир, из кирпича, оштукатуренное и побелена. В плане крестообразная с удлиненным западным высокою и колокольней, примыкающей к ней, с полукруглой абсидой и угловыми прямоугольными в плане камерами, равными по высоте основному объему. Западный вход акцентирован 4-колонным портиком (колонны удвоенные), сверху антаблемент с триглифами по фризу.
Потерянные северный и южный портики церкви и два верхних яруса колокольни, что значительно обеднело силуэты храма.
Фасады колокольни и угловых камер рустованные. Отверстия прямоугольные и полуциркульные, декорированные пилястрами, сандриками, архивольтами. Центральное помещение церкви перекрыто куполом, в западной части — хоры, на которые ведет винтовая лестница в толще западной стены, мышцы перекрыты полуциркульными сводами. Над апсиде — конха.
Хозяйственная постройка
Хозяйственная постройка (конец XIX века) дошла до наших дней с небольшими перестройками. Стилистически близка сооружениям дворцового комплекса (неоклассицизма). Здание из кирпича, побеленный, прямоугольное в плане с ризалитом по центру восточного фасада, одноэтажное. Корпус значительной протяженности, северный фасад членится пилястрами. Подфризовый поясок, переходящий в обрамление круглых окон. Центральная часть главного фасада акцентирована 4-колонным портиком, над удвоенными колоннами которого антаблемент и треугольный фронтон. Сооружение с плоским сводом, крышей на деревянных стропилах, кровля металлическая. На фасадах под карнизом — кругообразные верхние окна. В процессе эксплуатации — полное внутреннее перепланировки.
Размеры сооружения: длина — 28 м, ширина — 11,2 м, высота — 5,7 м (до крыши).
Памятник является интересным примером хозяйственной усадебной постройки конца XIX века.
Парк
Качановский парк, площадью 560 га, взлелеянный тремя поколениями Тарновских, является одним из крупнейших пейзажных парков в Украине и Европе. Возник на основе естественного леса и насчитывает более 50 пород деревьев и 30 видов кустарников. В формировании художественного образа парка особую роль играют хвойные породы, акклиматизированные в лесостепи — ель, сосна кедровая, сосна Веймутова, лиственница, пихта сибирская, кипарисовик орехоплодный. Из экзотов привлекают внимание бархат амурский, лох узколистный, птелея, катальпа.
Парк делится на две части — регулярную и пейзажную (и ландшафтную). Регулярная, украшена клумбами, расположена на возвышенном плато. Эта часть парка небольшая и обогащенная флигелями и сооружениями различного назначения. Ландшафтная часть значительно большая, состоит из рощ и дубрав, чередующиеся с полянами и зеркалами озер (общая площадь — 125,63 га), расположенными на нижнем плато. Здесь сохранились парковые мосты, Горки Любви и Верности, «романтические руины» на берегу Большого пруда, которые являются памятником садово-паркового искусства XVIII века. Многочисленные живописные аллеи и дорожки пересекают парк во всех направлениях.
Общая длина большой парковой дороги — 60 км.
Источник