Резиденция митрополитов Буковины и Далмации
Резиденция митрополитов Буковины и Далмации — выдающийся архитектурный шедевр Западной Украины, расположен в городе Черновцы (Украина). С 24 августа 1963 года является памятником архитектуры национального значения. 28 июня 2011 года на 35-й сессии комитета ЮНЕСКО архитектурный ансамбль резиденции (англ. Residence of Bukovinian and Dalmatian Metropolitans) включили в список Мирового наследия. По итогам общенациональной акции «Семь чудес Украины: замки, крепости, дворцы», которая проводилась в течение 2010-2011 годов, митрополичья резиденция попала в топ-7.
После вхождения части Буковины в состав Габсбургской монархии (1775) было образовано Буковинскую епархию с центром в городе Черновцы. Для размещения Буковинские архиерея и консистории за короткий срок возвели «Епископскую резиденцию». Место под строительство выбрали на одном из местных холмов «Домники» (или «Панская гора»). С 1882 года — «Габсбургская гора», которую в народе из-за сложности произношения называли — «Тыква гора».
В 1849 году было образовано Герцогство Буковина. Тогдашний епископ Евгений (Гакман) не допустил присоединения местной православной церкви к Трансильванской митрополии. Зато владыка Евгений все свое влияние и авторитет направил на создание отдельной митрополии.
Соответствующую петицию, принятую епархиальными собраниями, владыка в феврале 1861 года передал лично императору. Одновременно, монарха просили санкционировать строительство в Черновцах новой православной архиерейской резиденции, которая соответствовала бы статусу столицы коронного края. Франц Иосиф I своим указом от 20 августа 1863 года утвердил план строительства будущего архитектурного шедевра, пообещав в будущем принять положительное решение по вопросу Буковинской митрополии.
Строительство
Автором грандиозного проекта стал молодой чешский архитектор Йозеф Главка, который занял должность заместителя председателя строительного комитета (Евгения Гакмана). 6 июля 1864 года буковинский епископ на месте старой резиденции торжественно заложил «краеугольный» камень в фундамент часовни Св. Иоанна Нового Сучавского. С этого началось строительство комплекса, которое продолжалось почти двадцать лет.
По масштабам строительство резиденции не имело аналогов на Буковине и стоило астрономические, по тогдашним меркам, деньги — 1 миллион 750 тысяч гульденов. Финансирование, главным образом, осуществлялось за счет Буковинского православного религиозного фонда. Как проявление добрососедства, свои пожертвования сделали местные немецкая и польская католические общины, а также иудеи. Значительную помощь оказывало Министерство культов и просвещения Австро-Венгрии.
Решив максимально использовать местные строительные материалы, И. Главка начал изучать местные недра. Он лично побывал в, богатых на запасы камня-песчаника, селах Чуньков, Васильев, Дорошевцы. В указанные населенные пункты были командированы опытные каменщики, которые обучали местных мастеров тонкостям ремесла. Как следствие было запущено каменярский конвейер, откуда потоком поступали необходимые материалы. В самих Черновцах заработало два кирпичных и один керамический заводы, а также строительная школа. Особое внимание уделялось изготовлению клинкера.
Резиденция (кон. XIX века.)
От производителей потребовали продукцию с лучшими качественными характеристиками. Зодчий регулярно наведывался на предприятия и давал указания по совершенствованию технологии. На всех цегельнях сырье для будущей кирпича заготавливали заблаговременно. Глину хранили в специальных буртах на открытом воздухе, где зимой она должна обязательно перемерзнуть и только после этого с нее начинали изготавливать сырец. Практически каждый кирпич измерялся и проверялся на звук. Последний этап контроля качества проходил непосредственно на строительстве. Перед въездом на территорию было возведено специальную эстакаду двадцатиметровой высоты, с которой кирпичи сбрасывали на тротуар, и если хоть на одной появлялись трещины, то забраковали всю партию.
Процесс строительства происходил тщательно и аккуратно. Для обеспечения высокого качества кирпичной кладки. Главка пригласил из западных регионов Австрии тридцати лучших каменщиков, но и им запрещалось в течение смены использовать более сотни кирпичей. Строительный раствор разводили в огромных чанах, куда добавляли падаль и куриные яйца.
Чудесные свойства местного строительного сырья были подтверждены в 1878 году, когда по распоряжению чешского художника изготовили большую декоративную вазу из буковинского алебастра, которую демонстрировали в Богемии, а впоследствии — в Париже. Организаторы вернисажа оценили шедевр в семьсот гульденов и ввели. Главка в список победителей. В то же время, зодчий привлек внимание европейских специалистов к еще одному буковинского чуда — так называемого «Кораллового Камня, который сиял красивыми цветами и был испещрен оригинальными природными узорами. Фрагмент кораллового камня еще и до сих пор можно увидеть в оформлении «Мраморного зала» резиденции.
При строительстве, предвидя сейсмические особенности карпатского региона, широко применялись металлические конструкции, что значительно повысило прочность и долговечность здания. Разрушительные карпатские землетрясения (1940) и (1977), волны которого прокатились и Буковиной, никоим образом не отразились на резиденции.
Архитектурный ансамбль
«Семинарский корпус» с «Трех-Святительской церковью» и «Митрополичий корпус»
Резиденцию митрополитов Буковины и Далмации, которая стала ярким образцом постромантичних тенденций в архитектуре, построен в духе эклектики.
Комплекс четко спланированный и лаконичный, в своей совокупности напоминает средневековый замок. Двор с трех сторон замкнутый корпусами, которые образуют парадный курдонер, что напоминает своеобразный барочный церемониальный двор.
Архитектурный ансамбль привлекает своим необычным видом. Впечатляющими являются практически все архитектурные элементы — высокие кирпичные стены, украшенные красной терракотой и резным камнем; стройные башни, торцы зданий и ризалиты, завершенные высокими зубцами; крутые склоны крыш, крытых изложенной узором политой черепицы белого, голубого, зеленого и коричневого цветов; изысканные ажурные кованые решетки и прочее.
Резиденция стала духовным символом толерантности буковинского края, симбиозом архитектурных стилей и культур всех народов, проживавших в этой местности. Контуры стен отражают влияние византийской и романской архитектур. Мавританские элементы — башни с куполами, похожие на минареты — напоминают об особенностях культовой архитектуры востока. Готический стиль выражается в структуре крыш, декоративных деталях, динамике купола домашней митрополичьей церкви. И над всем этим доминирует буйство резьбы и росписи геометрической гуцульской орнаментики в отделке крыш и потолков парадных залов. А все это вместе творит всепобеждающий аккорд красоты и гармонии.
«Митрополичий корпус» с «Часовней Св. Иоанна Нового Сучавского», «Монастырский корпус», «Въездные ворота»
Особенно выделяется кровля всех корпусов, выложенная цветной глазурованной черепицей, которая образует четкий и красивый рисунок буковинских народных ковров. Стены украшены орнаментом из терракоты, а окна обрамлены белокаменными блоками из песчаника.
Настоящим произведением ландшафтного искусства является барочный сад, разбитый в курдонере архитектурного ансамбля.
Ансамбль Митрополичьей резиденции состоит из трех монументальных сооружений — корпусов: «Митрополичьего», «Семинарского» и «Монастырского».