Вишневецкий дворец

Отстранение в 1395 году от княжеской власти в Новгород-Северском Дмитрия Корибута Ольгердовича (1358 — 1404) принесло ему взамен обширные владения в волынских землях, где под его руководством начинается активное строительство оборонных крепостей. Так в долине реки Горынь в селении Вишневец (ныне Старый Вишневец) появился первый замок.

После смерти Дмитрия Корибута, в связи с отсутствием наследников мужского пола, замок в Вишневце вместе с имением на протяжении трех поколений передается по боковой линии Ольгердовичей – Несвицких вплоть до вступления во владения Михаила Васильевича Збаражского ( – 1517).

Очередной турецко-татарский набег в 1494 году стер крепость в Старом Вишневце с лица земли, как и селение, находящееся под его защитой. В связи с этим в том же году князь Михаил Васильевич, уже принявший вторую фамилию — Вишневецкий, заложил выше по течению реки на вершине крутого холма новую твердыню — Вишневецкий замок, которому судьбой была уготована участь оплота и защитника нового рода от турецко-татарских набегов на многие столетия вперед.

Окончательный свой облик в качестве оборонного объекта твердыня приобретает после масштабной перестройки 1640-х годов, проведенной под началом Иеремии Вишневецкого (1612 — 1651). Именно тогда у крепости появляются черты бастионной системы обороны, что, впрочем, не спасает ее от захвата казаками во время восстания 1648 года и разграбления татарами годом позднее после подписания Зборовского мира.

И, не смотря на применение самой современной (на тот момент времени) техники фортификационного искусства, Вишневец падает под ударами врагов: сначала в 1655 году от меча татар, а спустя двадцать лет (в 1675 во время польско-турецкой войны) — турок, превратившись в руины. Результат бурного XVII века — город и крепость в руинах, король Речи Посполитой Ян IIIСобеский (1629 — 1696) освободил Вишневец от уплаты налогов на двенадцать лет.

Своим возрождением из небытия родовое гнездо Вишневецких обязано последнему представителю по мужской линии этого богатого польского магнатского рода — Михаилу Сервацы (1680 — 1744), который на “потухшем пепелище” возводит уже не замок — пышный дворец, оконченный к 1720 году, не утративший роль оборонного объекта (гарнизон квартировал здесь до 1760-х). Чуть позже появились неотъемлемые атрибуты дворцовой роскоши — призамковая церковь и обширный парк.

Смерть последнего мужчины в роду Вишневецких передает дворцовое имение в Вишневце по женской линии семейству Мнишек, под началом которых дворец засиял всеми гранями своей красоты, добавив еще одну жемчужину в ожерелье европейского дворцово-паркового искусства.

Три поколения владельцев с фамилией Мнишек (Ян Кароль (1716 – 1759), Михаил Ежи (1748 – 1806) и Король Филип (1794 – 1846)) придают Вишневецкому дворцу по истине королевского блеска: живопись (одних портретов из частных собраний Вишнивецких, Потоцких, Сангушко, Чарторыйских, Острожских.. около шестиста), скульптура, антикварная мебель, голландские изразцы, литература (около двадцати одной тысячи томов), доспехи, столовая посуда… Кардинальная же перестройка главного здания комплекса лишь придает последний штрих к портрету одной из лучших дворцовых резиденций на Волыни.

Последний владелец из рода Мнишек — Андрей Ежи (1823 — 1905) через четыре года после вступления в права наследования уезжает во Францию, забрав самые ценные реликвии семейной коллекции (две тысячи книг, семейные портреты и переписку, труды по геральдике рода). Дворец же в Вишневце на долгие годы превращается в место торгов, где лотами выступают собранные ранее с любовью и трепетом те самые семейные портреты и книги, предметы интерьера и скульптура… – все, за что обыватели (большей частью антиквары со всей Европы) готовы платить деньги. За шестьдесят с небольшим лет (с 1852 по 1913) замок сменил девятерых хозяев, которые, не смотря на титулы и чины, использовали один из некогда богатейших дворцов Европы лишь в качестве средства пополнения своих быстротающих банковских счетов. Дворец за это время утратил былую роскошь, а бесценная коллекция была пущена на ветер.

Перед Первой мировой (1914 — 1918) была предпринята попытка реставрации дворцового комплекса в Вишневцах его очередным владельцем волынским предводителем дворянства – Павлом Александровичем Демидовым (1869 – 1935), для чего даже был приглашен из Киева архитектор Владислав Городецкий (1863 — 1930). Но война и революция 1917 года внесли свои коррективы: сначала помещения занял 25 корпус российской армии, затем министерство временного правительства, его сменили петлюровские адъютанты.

В середине 20-х годов ХХ столетия главный корпус Вишневецкого дворца вновь принял в своих стенах музейную коллекцию, прочие же помещения занимала ремесленная школа.

Вторая мировая закончили дело, начатое предшественниками: остатки дворцовых ценностей вывезены в Москву (1940 — 1941), использование немецкими войсками в качестве жандармерии и гестапо (1941 — 1944) лишило комплекс последних экспонатов, пожар при освобождении лишь окончил начатое ранее разрушение (1944).

Послевоенная реставрация 1950-х годов практически полностью восстановила внешний облик Вишневецкой жемчужины с той лишь разницей, что была проведена внутренняя перепланировка помещений, да и парку уже не уделяют должного внимания — он частично зарос самосевом, а частично был уничтожен местным населением.

Лишь в 1963 году Вишневецкий дворец признается властями памятником архитектуры, но не смотря на это в следующем десятилетии его помещения активно используются под нужды различных хозяйственных организаций (Дом культуры, библиотека, галантерейный цех, ПТУ).

Обретение независимости Украиной благотворно сказывается на судьбе дворцового комплекса: проведены историко-культурные исследования (1993), замок официально становится филиалом Государственного историко-архитектурного заповедника в Збараже (1999), а позже — Национального заповедника “Замки Тернопольщины” (2005), утверждена и начала претворятся в жизнь программа сохранения и использования дворцов-паркового комплекса (2005 — 2011), здания комплекса покинули все прочие хозяйственные организации (2007).

На текущий момент замок в Вишневце засиял всеми гранями своей красоты: закончена внешняя реставрация здания, основная часть внутренних работ, частично облагорожен восьмигектарный парк, восстановлена ограда.

Архитектура

Замок в 1640 году представлял собой четырехугольную укрепленную по углам бастионами крепость. С юга дополнительной защитой служил крутой высокий склон горы над рекой Гнезда, а подступы к твердыне с остальных частей света защищали ров и земляные укрепления, по центру которых были устроенны подъемные мосты под защитой равелинов (с севера и запада).

Внутренний периметр замковых стен был застроен жилыми и хозяйственными сооружениями. Доминантой комплекса, в прочим как и сейчас, выступал дворец у южной стены.

С востока замыкало внешний периметр обороны крепости подзамче — территория с жилыми и торговыми зданиями, защищенная собственными оборонными сооружениями.

После реставрационного преображения 1720 года дворец приобрел свой нынешний вид – п-образное в плане здание площадью 1470 м2 с двумя боковыми флигелями и главным корпусом в центре (ранее части были разрознены и не сообщались между собой).

Украшенные боковыми и осевыми ризалитами, переводящих объем здания из двух в трехэтажное, фасады, выходящие во внутренний парадный двор, украшены бесфронтонным портиком тосканского ордера и рустом на первом ярусе. Завершает великолепие Вишневецкой жемчужины треугольный фронтон с лепниной в центральной части.

Внутреннее убранство дворца поражало воображение современников: восьмидесятиметровый зеркальный зал, керамическая плитка на полу (на каждой уникальный рисунок),стены драпированы тканями с золотым шитьем ручной работы, панели отделаны ценными породами деревьев, крыша с танцевальным залом покрыта голубой керамической черепицей.

Вскорости после завершения преобразования дворца на месте прежнего сада был разбит парк в 219 га, переходящий на склоне со стороны реки в двухскатный партерный сад; искусственные же заводи образовывали перед дворцом каскад озер.

Во второй половине XVIII века дворец лишается внешних линий защиты: срываются валы, засыпаются рвы, дворец получает ажурную ограду с двумя воротами с востока (сначала – арочные, а затем – двопилонни) в барочно-классическом стиле.

Дворцовый парк в то же время перепланируется в английском стиле, где ажурные беседки соседствуют с воздушными подвесными мостиками, а уединенные лавочки — с роскошными клумбами, где друг друга за утонченными оградками сменяют разноплановые картинки природы.

Источник