Туристическая компания «ТамТур»
ТамТур — там, где ты Есть!
Работаем для Вас каждый день с 09:00 до 21:00, воскресенье — выходной.
(096) 010-99-77(093) 607-53-09 (viber)(097) 469-27-49(063) 266-22-05 (viber)
  • 754
  • 3

Пистынь

Пистынь — село в Косовском районе Ивано-Франковской области, на Гуцульщине. Расположено на берегу реки Пистыньки, правого притока Прута.

Маєток Св. Миколая (с. Пістинь) №1

История

Среди живописной природы Прикарпатья, в среднем течении одной из притоков Прута, что берет начало из-под Говерлы и несет свои чистые воды к Дунаю, раскинулся по обоим пространных ее берегах село.

Первое письменное упоминание о Пистынь 1375 г. связана с выяснением права собственности на соляные источники, что здесь находились. В 1416 году король Владислав Ягайло подтвердил предоставление села Пистынь (Pyestina) Василькове Тептуковичу. В налоговом реестре 1515 года задокументированы 4 поля (около 100 га) обрабатываемой земли и еще 3 поля временно свободной.

По легенде, село было основано монахами. Легенда рассказывает, что поселенцы, придя сюда, увидели «...вокруг пусто, ни одной тебе человека за весь день перехода...». «Пусто здесь безопасно здесь, пост держать, чтобы Бог благословил это место на безопасное счастливое проживание...»История села уходит за сотни, а то и тысячи лет. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что первые люди жили на Прикарпатье еще в эпоху мезолита, то есть 100-38 тысяч лет до нашей эры. С конца II века н.е. на Гуцульщине поселяются племена карпов — предки белых хорватов. Исследователи предполагают, что именно от названия этих носителей культуры и происходит само название гор — Карпаты.

Своему расцвету Пистынь обязан сировици. Соляные промыслы были основным источником дохода жителей Пистыня. Уже в 1515 году в налоговом реестре основными были налоги с солеварен. В те времена село принадлежало семье Бучацких, которые принадлежали к украинской шляхте, родословная которого берет свое начало еще с княжеских времен.

Это городище-убежище, состоявшее из двух частей: верхнего «замчища», то есть самого городища, и нижнего «замчища» — форпоста в виде валов и деревянных стен — ограждений с башнями, которые охраняли подходы к основным укреплениям.

Собственники земель строили такие укрепления в первую очередь для собственной защиты от набегов татар. Много городов и даже деревень подвергались неоднократным нападениям ордынцев: в течение 1600-1629 pp. на Коломыйский уезд, куда тогда входила и Косовщина, татары совершили 20 набегов. Известно, что однократном набега подвергались Люча (1624), Пистынь (1621), Спас...

Немало убытков наносили крестьянским хозяйствам так называемые «домашние войны», которые вели между собой феодалы. 1664 года 24 драгуны с пушкой и более 400 крестьян спасского имении магната Яблоновского напали на жителей Микитинців и Пистыня. Во время столкновения погибло несколько человек.В 1600 году в западной части села на небольшом столоподібному плато была сооружена деревянная пятисрубный церковь Успения Пресвятой Девы. С целью защиты от уничтожения и разорения святыни, вокруг возвели монастырское укрепления с валами, каменными стенами, остатки которых прослеживаются и сегодня. Впрочем, существующая Успенская (Варваровская) церковь построена позже, в 1858 году.

В середине XV века. польские семьи Белзецьких, Потоцких и Яблоновских различными методами захватили села и земли в местной украинской шляхты различными способами, в частности, Пистынь становится собственностью Потоцких. Польские паны руками крестьян возводят замки. В архивах упоминается Пистинський замок, построенный в 1688 году в урочище Хрыч, теперь Штурбак. Прекрасно сохранились его мощные земляные укрепления. Замок был построен в идеальном месте: с напольной стороны его защищала глубокая долина ручья (теперь Штурбак), с стороны — отвесный берег реки, что значительно затрудняло доступ к нему. В архивах хранится также план дома-тюрьмы квартиры гайдука в Пистыни, что были расположены на замке.

В 1756 году Пистынь получает Магдебургское право. В это время посреди поселения формируется типичное местечковое центр. В городе увеличивается доля польского и еврейского населения. В основе хозяйственной деятельности городка дальнейшем остается вываривания и торговля солью. Развития также приобретает кушнирство и сапожничество, керамический промысел. Развитию ремесла и быстрой застройке центра способствуют торги и ярмарки, которые регулярно проводятся в городке. Солеварня просуществовала в Пистыни до конца XVIII века. Еще в 1777 году по этой солеварнею австрийское правительство закрепил судьбу производства соли в 13000 соток.

В 1794 году открывается начальная народная школа. Есть сведения о существовании в это время двух церквей: Благовещения и Успения Святой Богородицы, костела, еврейской синагоги. Культовые сооружения были построены из дерева. Много информации о планировочную структуру городка и характер его застройки в XVIII половине XIX века. доносят до нас карта Галичины Кумерберга с 1852 года и Кадастральний план территории Пистиня с 1858 года. Карта 1852 года показывает, что город мало застроенную достаточно большую территорию. Река Пистынька рассекала поселение на части. С левого берега расположено было центр города с рыночной площадью, церквями, костелом, дворами владельца и большинством жилой застройки. На правом берегу реки расположился поселок Вибранивка и недавно построенный курорт-купальня. Остальные застройки городка, кроме плотно застроенного центра города, была очень нерегулярно живописно «разбросаны» закрученными улицами, улочками, многочисленными ручьями. В западной части городка на искусственно прокопаному перешейке реки был устроен водяная мельница, "который выполнял еще и функцию сукновальни.

В середине XIX века. город имел право на проведение в году 11-ти ярмарок, что было значительно больше, в любого близко расположенного города. Установлены польскими королями сроки проведения в гуцульских городах ярмарок торгов 1835-1837 pp. австрийское правительство пересмотрел. Так, в привилегии, выданной н. Углы 28 марта 1835 года, было утверждено четыре ярмарки с конкретными датами проведения: 30 января, двадцать четвертого дня по Пасхе, 26 сентября 13 ноября. Косовские и Пистинськие ярмарки узаконено цисарскими привилегиями 20 января 1837 года. В Косово ярмарки разрешалось проводить в четверг первой недели по Пасхе, во вторник перед Вознесением Христовым, 25 августа и 11 октября, а в — 29 марта, в понедельник по Зеленых праздниках, 8 августа 10 сентября. А уже с 18 марта 1881 года в происходило 11 ярмарок: 5 января, 17 марта, в четверг по Пасхе, в понедельник по Зеленых праздниках, 30 июня, 27 июля, 29 августа, 18 октября, 8 30 ноября, 30 декабря.

Из сообщений «Временника» Ставропигийского института за 1881. узнаем, что ярмарки в Галицкой Гуцульщине делились на одно-, двух-, трех - четырехдневные. Так, однодневными были ярмарки Делятина, два косовских (на Вознесение Господне 15 августа), один пістинський (31 декабря) три Надворной. Двухдневные проводились в Косово (в четверг первой недели Великого поста) (5-6 января, 17-18 марта, в четверг-пятницу по Пасхе, в понедельник-вторник по Зеленых праздниках, 30 июня — 1 июля). Четырехдневные ярмарки проходили только в Углах и Пистынь. В.Задорожный утверждает, что ярмарок в том или ином определялись так, чтобы они не совпадали сроками ярмарок в соседних городах. Учитывалась прежде всего специализация ярмарок. Так, крупные специализированные ярмарки собирались в Делятине, Косове, Надворной, и Яблуновом. Например, в Делятине происходили знаменитые на всю Галичину ярмарки на шерсть, в Надворной — скот овец; в Яблуновом — скот, а в Косово — на соль, яблоки. Сюда приезжали купцы из разных регионов Украины и многих европейских стран. В. Грабовецкий подчеркивает, что на гуцульских ярмарках бывали купцы из Польши, Венгрии, Молдовы. Очевидцы рассказывали, что в Надворной в течение дня продавали до 6000 штук овец, а стада розтягалися почти до Делятина. В Углах (1833) бывали купцы из Чехии и скупали у местного населения скот спроваживали на ярмарки чешского города Оломоуц.

По количеству проданных и закупленных товаров, а также величине торговых операций гуцульские ярмарки делились на средние и большие. По нашему мнению, ярмарки первой величины были четырехдневные (Угол, Пистиня), второй — двухдневные (Косово Пистиня), а третьей — однодневные ярмарки (Пстыиня, Яблунова). Большие ярмарки имели характер оптового торга. Средние ярмарки обслуживали региональную торговлю, а окружающие ближайшие буковинские, покутские закарпатские села. Постоянными фигурами средних мелких ярмарок были торговцы-скупщики армянского и еврейского происхождения.

В ядре пригорода была расположена прямоугольная рыночная площадь, плотно застроенная с трех сторон. Северная незастроенная сторона площади «упиралась» в поместье с фольварком. Здесь же, слева него, на коротенькой улице, есть деревянный костел. Посередине рыночной площади образовался небольшой квартальчик с лотков, торговых домов, магазинов, которыми прижалась ратуша. Парцелярия участков по периметру площади несколько отличается: западная сторона характер застройки, когда дома чередуются узкими проходами; южная восточная стороны имеют социальный характер застройки, который лишь изредка прерывается проходом. Ширина площади с запада на восток составляет примерно 100 метров. Подавляющее большинство 90 домов в центре города были деревянные. На юг города, на площади находился еще один водяная мельница. К нему можно было изогнутой улочке. Кварталы застройки по периметру рынка были с тыльной стороны улицей, которая очень нерегулярным неправильным полукругом обходила образуя маленькие площади в юго-восточной и юго-западной частях города. Здесь же была размещена синагога. Еврейское кладбище находилось на северо-восток центра города на небольшом расстоянии, в заброшенном состоянии оно сохраняется по сей день благодаря каменным бетонным надгробиям.

В 1870 году насчитывалось 2976 жителей. В 1880 году было уже 3113, которых 63 человека проживали на Вибранивцы.

В селе большинством земли владел помещик Ян Яворский, а лесом — Леонард Тарнавский. Яворский имел 300 гектаров земли. Жили пистинцы в неблагоприятных условиях. Зимой в одном помещении жались люди, скот. Все это приводило к заболеваниям. Среди них было много больных на ту или иную болезнь. Люди не знали врача, лечились у знахарки травами, дымом т.п. В старые времена медицина была на таком низком уровне, а лечение стоило так дорого, что крестьянин не себе позволить лечиться у врача. Приток народа в деревню и преобразования села Пистынь в городок в 1857 году привело к тому, что жители частно основывают больницу.

Во времена господства Австро-Венгрии образование в селе была на очень низком уровне. Здесь была одноклассная школа, с 1884 г. — 2-классная, до 1936 года школа имела 5 классов. Помещение для школы сдал судья Пистыня за большую плату. Тянется к свету знаний, люди собирают деньги покупают у владельца этот дом.

На рубеже XX века. село славилось своим кушнирством, кожухарським промыслом. Эта продукция поставлялась жителями на торги и ярмарки в Коломыю и Снятин. Часть ремесленников, которые занимались этим производством, были безземельными. Известно, что они шили изделия на заказ жителей Косовского, Снятинского, Коломыйского и других уездов. Причем, ремесленники Пстыиня больше специализировались на изготовлении кептарів, в то время как Косов, Куты — на изготовлении длинных кожухов.

В 1910 году в действовала читальня «Просвита». В результате административной реформы в 1934 году Пистынь утратило статус городка, зато стало центром гмины Косовского повета Станиславского воеводства. Население села на начало 1939 года составило 3900 человек, из них украинцев — 2750 человек, евреев — 570 человек, поляков — 380 человек, так называемых латинян (украинцев католического вероисповедания) — 200 человек. По документальным данным большинство польского населения работала ремесленниками, подавляющее большинство украинского населения и латинян в сфере труда были связаны земледелием и производством товаров народных промыслов — кушнирством, ткачеством, вышивкой, резьбой, керамикой.

До 1939 года в селе были суд, жандармерия, 16 кабаков, церкви, костел, синагога, винокурня. Это все только для 3720 жителей. Только после 40-х село постепенно возрождается, составляет свою хозяйственную деятельность.

На сегодня благодаря своим уникальным местам и исторических памятников является туристическим центром

.

Памятники природы

  • Пистинський соляной колодец
  • Выступы известняка
  • Пистинськие сланцы
  • Река Пистынька с прибрежной полосой
Поместье Св. Николая (с. Пистынь)

Поместье Св. Николая (с. Пистынь)

Поместье Св. Николая (с. Пистынь) №2

Поместье Св. Николая (с. Пистынь) №2

поселок Пистынь

поселок Пистынь



Достопримечательности