Туристическая компания «ТамТур»
ТамТур — там, где ты Есть!
Работаем для Вас каждый день с 09:00 до 21:00, воскресенье — выходной.
(096) 010-99-77(093) 607-53-09 (viber)(097) 469-27-49(063) 266-22-05 (viber)
  • 1820
  • 4

Где искать тот дуб, под которым Мазепа ждал милую Мотрю

10 ноября 2016

В небольшом, но известном на весь мир селе на Полтавщине можно найти не только призраки гоголевских героев, но и чрезвычайную церковь-ротонду, Триумфальную арку в римском стиле и сиреневый гай, который должен был уберечь от смерти

Диканька - небольшой поселок на Полтавщине, воспетое Гоголем и мечту Мотрей Кочубей и Мазепой. В ее истории были разные времена – во время освободительной борьбы начала ХХ века (так называемой Гражданской войны) ее неоднократно грабили, со Второй мировой она вышла разрушенной. Однако выстояла, выжила, еще и легенды и памятники архитектуры сохранила.

По одной из версий, происхождение названия Диканьки связано с наличием здесь когда-то густых лесных массивов, что сами казались дикими, где было много диких свиней, которых в то время звали "дики". По другой, выводят название от фамилии Дикань, которое имел человек, который первым поселился в этой местности. Такая фамилия по сей день очень распространено на этих землях.

Благодаря Николаю Гоголю Диканька стала известна на всю Украину и далеко за ее пределами. О полтавских ведьм и волшебниц до сих пор слагают легенды. Однако ныне этот край славится не нечистой силой, но и удивительным храмом, знаменитым родом Кочубеев и 800-летними дубами.

Наверное, каждый житель Полтавщины хотя бы раз был в Диканьке. Для неместных туристов приятная весть: добраться до села можно рейсовым автобусом с автостанции в Полтаве по 15-20 гривен в зависимости от комфортабельности автобуса. На въезде гостей встречает 11-метровая Триумфальная арка на восьми колоннах, построенная в честь пребывания здесь российского императора Александра І. Арка – это все, что осталось от некогда огромного имения Кочубеев.

Первое упоминание о Диканьке датируется 1658 годом, когда на поле вблизи произошел бой между отрядом полтавского полковника Мартина Пушкаря и войском гетмана Ивана Выговского. Однако настоящую славу и величие городке принесли его будущие владельцы – казаки крымскотатарского происхождения, со временем – российские графы, а впоследствии и князья Кочубеи.

Генеральный судья Левобережной Украины Василий Кочубей выстроил здесь огромный особняк, где и поселился с семьей. Именно здесь состоялась первая встреча Ивана Мазепы и его хресниці Мотри Кочубей. Возмущен любовью Мазепы к своей дочери Мотри, Кочубей сделал донос на него Петру И, мол, гетман вступил в коалицию с Карлом ХІІ. Если верить драматургу Анатолию Крыму, Василий Кочубей доносил с легкой руки собственной жены, которая приревновала Мазепу к собственной дочери Мотри. Однако, несмотря на мотивы, которыми руководствовался генеральный судья, Петр И ему сначала не поверил и передал Мазепе, который вскоре старого Кочубея казнил.

Имение Кочубеев в свое время считался одним из крупнейших в Украине. Он передавался Кочубеям из поколения в поколение, пока гражданская война окончательно его не разрушила. Усадьба состояла из величественного дворца, построенного в конце XVIII века по проекту итальянца Джакомо Кваренги, Николаевскую церковь с каменной колокольней, триумфальную арку. Также здесь были летний дворец, пивоварня, почта, конюшня и манеж конного завода, каштановая аллея, розарий, парники, оранжереи, пруды и даже теннисные корты. До наших дней от огромного комплекса остались лишь ворота и Николаевская церковь.

История открытия храма такая же необычная, как и сама церковь. Эту историю до сих пор рассказывают старожилы. В начале XVIII века в лесу один из местных жителей нашел икону Святого Николая Чудотворца. Она стояла на пеньке срубленного дерева и ярко светилась. Икону перенесли в церковь, но на следующий день снова нашли на том же месте в лесу. Снова перенесли в церковь, но все с тем же результатом. Это случалось до того времени, пока на месте находки в конце XVII века не построили первый деревянный храм, который назвали Николаевским.

Найден образ Святого Николая стал неисчерпаемым источником чудеса и исцеления. Прихожане съезжались сюда даже из далекой Сибири. Однако вскоре до Синода дошли доносы о фантастическое богатство Кочубеев благодаря упомянутой иконе. Ее забрали из храма, а вернули обратно длительное время подряд благодаря ходатайству Виктора Кочубея.

Внутри следующего века старый храм закрыли, заменив его новой церковью, однако также деревянной. Но в 1794-1797 годах в Диканьке построили уже каменный Николаевский храм-ротонду. Кроме необычной круглой формы, у него есть еще одна особенность: хор здесь поет наверху и по бокам от главной залы. Следует добавить, что при строительстве была применена система двойного купола, что улучшило акустику и освещение храма. Позже этот задел применили при строительстве Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Относительно самой иконы Николая Чудотворца, то известно, в свое время перед ней молилась Мария Гоголь-Яновская, которая приходила в храм из села Васильевка, что в 30 километрах от Диканьки. Двое первых детей у нее родились мертвыми, и Мария Ивановна молилась за жизнь будущего ребенка. Когда родился сын, она назвала его Николаем в честь Святого Николая. Со временем и долгожданная ребенок – известный писатель-мистик Николай Гоголь прославил Диканьку и ее вечера как не на весь мир, то на всю Украину – точно.

В наши дни Николаевская церковь до сих пор функционирует, принимает прихожан и туристов. Последние среди прочего интересуются и родовыми усыпальницами Кочубеев, расположенными в подвале храма. В усыпальнице похоронены восемь представителей рода Кочубеев. Саркофаги построены из мрамора, а стены украшены венками из металла и белой керамики. Глухую стену склепа украшали мозаичные иконы, однако, по словам действующего настоятеля храма отца Василия, сейчас иконы отправлены на реставрацию, с которой они, скорее всего, уже не вернутся.

В начале ХХ века, во время так называемой Гражданской войны, саркофаги были разграблены, ценности вывезены, а забальзамированные тела Кочубеев разбросанные по храму. Местные жители забрали тела и заново положили их покоиться в усыпальнице.

Образ Святого Николая, благодаря которому храм начал свою историю, тоже со временем состарился и осыпался. Сейчас икона хранится в фондах полтавского Художественного музея. А вот пенек, на котором когда-то появился образ, до сих пор хранится в алтарной части храма. По крайней мере считается, что это именно он.

За несколько шагов от храма растут знаменитые Кочубеевские дубы, под которыми, по легенде, и встречались Матрена Кочубей и Иван Мазепа. До наших дней дожили лишь четыре дуба, которые входят в перечень объектов Регионального ландшафтного парка "Диканьский" и находятся под охраной. Три из них растут рядышком, один – отдельно, ближе к Диканьки. Дубы-великаны имеют возраст 600-800 лет. Диаметр стволов 1,5-1,8 м, высота – 20-22 м. Одно из деревьев, средний в группе дуб, с 1970-х годов суховершит и, несмотря на лечение, постепенно погибает. А дуб, под которым Мотря будто ждала Мазепу, сгорел в 1934 году от удара молнии.

Еще одним украшением Диканьки есть Сиреневая роща. Памятник природы площадью в два гектара, по легенде, посадили Кочубее, которые страдали от туберкулеза. Врач посоветовал графу Виктору Кочубею разбить для его неизлечимо больной дочери Анечки сиреневый гай, чтобы воздух хоть немного продлило ее жизнь. Саженцы привезли из разных уголков Европы. Когда гай зацвел, он выглядел так прекрасно, что дочь, казалось, начала выздоравливать. Но увяли море цветов и погас и жизнь девушки. А душа ее, говорят, осталась в сиреневой роще, где каждой весной соловьи поют ей лучшие песни. В это время года здесь проходит фестиваль "Песни сиреневой рощи".

Есть в Диканьке, на ее южной окраине, еще и Еловый лес – также памятник природы, насаженная на площади в 4,5 га в начале ХХ века.

Следует добавить, что в Диканьку лучше всего приезжать весной, когда цветет сирень, оживает природа, а Кочубеевские дубы одеваются в пышные одежды.

Депо